Многие из нас не имеют представления: прийти к психотерапевту – это как? Что там произойдет? Что я должен (или не должен делать)? Что он может (или не может) сделать? Какие вообще правила?
Давайте, я расскажу тем, кому интересно, что же происходит там, за дверью кабинета психотерапевта.
Вообще, все начинается немного раньше – клиент, выбрав психотерапевта, звонит ему. Как можно выбирать психотерапевта? (Давайте, я его для краткости иногда просто терапевтом буду называть) Выбирать его можно по фотографии – приятно ли Вам с этим человеком общаться будет? Можно почитать или посмотреть то, что он пишет и снимает – статьи, книги, видео, объявления – нравится ли Вам стиль подачи информации? Можно почитать, с какими проблемами работает терапевт, что считает самыми сильными своими сторонами. И с чем – не работает.
Позвонив терапевту, Вы можете, если хотите, сказать о Вашей проблеме. Вкратце. Просто для того, чтобы убедиться, что терапевт с этой проблемой работает. Но можете и промолчать, если Вам безопаснее сначала лично посмотреть на терапевта, о чем-нибудь его спросить, а потом уже рассказывать о своих затруднениях.
Единственное, что точно надо сделать при звонке – это договориться о времени, месте и стоимости приема.
Итак, Вы пришли к психотерапевту. Тут Вы можете – и я бы очень советовала – расспросить терапевта обо всем, что Вам важно знать. Это может быть его квалификация, образование, опыт. Методы, которые он применяет. В каком подходе он работает и что это значит (если Вы не уверены, что понимаете, что стоит за названием метода или направления терапии). Что-то о терапевте, как о человеке. Что-то о том, как проходят встречи.
Представьте – ведь, если Вы примете решение работать с этим терапевтом, то вам вдвоем предстоит проделать большую работу с важным для Вас результатом. Вы точно имеете право перед тем, как идти в эту работу, познакомиться ближе.
Хороший психотерапевт сам кое-что Вам о себе расскажет на первой встрече. Есть этический кодекс, который обязывает психотерапевта рассказать как минимум о своем образовании, опыте и квалификации. И предложит Вам задать ему вопросы.
Если психотерапевт вызывает у вас доверие и Вам нормально – рассказать ему о своих затруднениях, то Вы рассказываете. А терапевт Вас выслушивает, расспрашивает. И соображает – достаточно ли у него опыта, квалификации, чтобы взяться работать с Вашим затруднением. Нет ли каких-нибудь личных ограничений, мешающих работать с этой проблемой.
Да, так тоже бывает. Никакой человек, в том числе и психотерапевт, не является полностью психологически здоровым. И если терапевт испытывает те же затруднения, что и Вы, если Ваша тема ему тоже болезненна – ему лучше не браться за работу. Пользы клиенту такая работа не принесет, а терапевта – невротизирует. Так что бывают случаи, когда ответственный психотерапевт не начинает работу, а рекомендует Вам другого хорошего специалиста.
Дальше, когда выяснилось, что и клиент и терапевт готовы и могут работать друг с другом, терапевт предлагает так называемый «клиент-терапевтический контракт». Не пугайтесь, это не значит, что Вам надо подписывать горы бумаг. Контракт это устная (что чаще) или письменная (бывает и так) договоренность.
О чем договариваются клиент с терапевтом? О том, сколько времени длится сеанс. Сколько он стоит. Каков порядок оплат. С какой частотой встречаются клиент и терапевт и как они назначают время встреч (на несколько встреч вперед или на каждой текущей назначают следующую или еще как-то). Как они завершат клиент-терапевтические отношения. Что и как делают, если происходит отмена сессии по инициативе клиента или терапевта. Что происходит, если кто-то опаздывает на сессию. Что происходит, если кто-то уезжает в отпуск или командировку (например, работаем онлайн или пропускаем сессию) Эти правила защищают клиент-терапевтические отношения от неожиданностей и делают их безопаснее.
Также в контракт входит обсуждение строгой конфиденциальности происходящего, защищающее клиента. И обсуждение метода, в котором будут работать клиент и терапевт. А также – все, что сочтет необходимым обговорить клиент.
После того, как контракт заключен – клиент с терапевтом обо всем важном договорились и обоих все устраивает, – начинается терапия. Дальше, будучи гештальт-терапевтом, я буду рассказывать о том, как идет работа в гештальте.
Гештальт – вербальная методика, поэтому клиент и терапевт разговаривают. Диалог может идти о происходящем в жизни клиента. О чувствах клиента. Иногда – о чувствах терапевта, если это полезно клиенту. Ну, или на крайний случай – не вредно клиенту, и очень необходимо терапевту.
Диалог может пойти о событиях, которые были в жизни клиента, закончились, но почему-то всплыли сейчас. Еще предметом диалога и работы может стать то, что происходит в сессии и в клиент-терапевтических отношениях. Это может оказаться очень полезным.
Терапевт интересуется чувствами клиента, его феноменологическими проявлениями – тем, как клиент жестикулирует, какое у него выражение лица, например. Терапевт может работать со снами клиента – часто во время прохождения терапии клиенту снятся очень значимые сны, подводящие его к решению проблемы.
Еще могут проходить разные эксперименты – терапевт предлагает провести эксперимент, описывает его и, если клиент согласен, то эксперимент проводят и работают с его результатами.
Чего не бывает в сессии – терапевт не назначает и не отменяет медикаментов, не дает советов и не проводит заочную терапию: «как сделать, чтобы он…».
Часто после терапии клиенту становится легко и он понимает многое о своей проблеме и о том, почему она возникает. После сессии нужно, чтобы прошло несколько дней и клиент успел все понятое «разложить по полочкам» до следующей сессии. Встроить в свою жизнь, понять, как с этим обращаться.
Представьте, что Вам надо что-то построить, а у Вас нет ни одного инструмента. Задача, да? А теперь представьте, что у Вас в руках появилось 30 килограмм инструментов.))) Вы большую их часть уроните и потеряете, фантазируется мне. Чтобы такого не происходило, между сессиями обязательно делаются перерывы.
Иногда клиент понимает сразу очень много очень важного и это называется «инсайт». На него можно надеяться, но нельзя рассчитывать.
А иногда, подходя к глубинным корням проблемы, клиенту может стать тяжело и возникает то, что называется «сопротивлением». Да ну его. Пропущу сессию, устал. Ой, я забыл, что записан на сегодня. Все, я уже все осознал и понял, больше делать нечего. Но потом эта тяжесть проходит и вот тут проблема решается.
Клиент-терапевтические отношения полагается заканчивать последней, завершающей встречей. На ней клиент и терапевт обсуждают, что было сделано, выполнен ли контракт, с какими чувствами оба завершают процесс. Терапевт рассказывает, считает ли он контракт завершенным или считает, что проблема еще не решена, а мы имеем дело с сопротивлением. Клиент и терапевт высказывают друг другу под занавес то, что было неудобно или не решились высказать в процессе терапии, если такое вдруг есть. Клиент может организовать последнюю встречу в любое время.
Записаться к психотерапевту онлайн
Цитировать этот текст, частично или полностью, можно только с указанием активной ссылки на источник