“Темная” сторона “Я” или “Бойцовский клуб” и “Черный лебедь”

Недавно я пересмотрела два старых фильма – «Черный лебедь» и «Бойцовский клуб». Не буду пересказывать сюжеты – о них и без меня написано много обзоров. Расскажу лучше, какая неожиданная  мысль возникла у меня после просмотра. Вот как Вы думаете, что общего у фильмов о балерине и о создателе подпольной террористической организации? То, что их герои по ходу сюжета встречаются со своим alter ego – другой стороной «Я», таким собой, которым они быть хотят, но не могут себе позволить.

______________

Не так важно, что мешает героям принять часть себя. В случае с балериной Ниной Сейерс – персонажем Натали Портман в «Черном Лебеде» это, похоже, жесткий всеобъемлющий контроль со стороны матери с самого детства. Мать держит ее в мире розовых игрушек, заботы, перерастающей в агрессию при малейшем шаге в сторону самостоятельности, в мире детства, из которого героиня давно выросла физически.

 black swan

 

Главный герой «Бойцовского клуба» – человек без имени. Вот интересно, у его alter ego имя есть – Тайлер Дерден, а «первое я» – безликий «офисный планктон», так и оставшийся без имени по ходу всего сюжета. Стремления, которые он подавляет, идут вразрез с устоями общества, в котором он живет, и это не дает их осознавать.

 Fight-club

 

Так вот, главное и общее – то, что у обоих персонажей есть черты, желания, чувства, которые они сами в себе не то что принимать – видеть в упор не хотят. Следите ли Вы за моей мыслью?

______________

Герои обоих фильмов издеваются над собой «с чувством, с толком, с расстановкой». Рядовому человеку редко удается настолько не принимать себя. В результате такого издевательства над собой подавленные мысли и чувства этих героев находят себе страшноватый выход. В обход самоконтроля, мимо сознания и памяти просыпается «другая личность», которая делает то и ведет себя как раз так, как никогда не мог, но всегда неосознанно хотел персонаж фильма. На самом деле, конечно, это балерина Нина Сейерс и «безымянный герой» «Бойцовского клуба» все это проделывают. Но ничего не помнят.

____________

Вот что характерно и что не было отмечено ни в одном из обзоров фильмов. В обоих случаях «первая» личность на свои истинные желания и чувства плевала с высокой горки. А «вторая» – с успехом их реализовывала. Я сейчас об обычных, безобидных человеческих желаниях. Не о том, например, что главный герой «Бойцовского клуба» создавал террористическую организацию и не о прочих его асоциальных деяниях. А о том, что он жил как ему нравилось, выглядел, как хотел, одевался и проводил свободное время так, как ему было по душе.

ииииииииииии

В обоих фильмах, как мне представляется, ярко отразился страх типичных представителей современного социума перед своими истинными желаниями. То есть, получается примерно так: «Если ты будешь понимать, что ты не хочешь каждый день делать неэтичную работу – в конце концов ты придешь к тому, что создашь секту и убьешь много людей». «Если ты осознаешь, что хочешь иногда ужинать не с мамой, а с подругой, то в итоге покончишь с собой, сойдя с ума». «Не смей знать, что и когда ты хочешь есть и пить, а не то станешь вообще наркоманкой». И так далее. Примерно такое послание заложено в этих двух фильмах, примерно этого страха уши просвечивают.

 strax

пппппппппппп

Потому что «alter ego» по сюжету совершает поступки деструктивные, ведущие к психическому и физическому разрушению героев фильмов. С его проявлением герои начинают страдать и наносить вред себе и обществу. Но одновременно именно «alter ego» способны к осознанию того, что для них является простой человеческой радостью. Они хорошо понимают, когда, как и с кем они хотят есть, пить и спать. А изначально показанные личности к этому не способны. И достигается такое впечатление, как будто осознание и принятие своих потребностей ведет к конфликту с обществом и разрушению себя.  Нормально так, да?

ааааааааааа

Причем у меня такое впечатление, что создатели фильмов не хотели такое содержание в фильмы закладывать, что это получилось бессознательно. И от этого становится грустно. Все как в той фразочке: «Мужик сам понял, что сказал?». Есть два фильма – «Черный лебедь» и «Бойцовский клуб». Есть их сценаристы, режиссеры. Собственно, во втором случае есть автор книги, по которой фильм создан. Есть еще куча народу, участвовавшая в создании фильмов. И много обозревателей и критиков, писавших обзоры. И никому в голову не приходит случайно уроненный в фильм смысл, заложенный запрет, скрытый страх. Слепое пятно какое-то.

аааааааааа

О чем это говорит мне? О том, что в нашем обществе действует запрет на осознание и принятие собственных желаний, настоящих чувств и потребностей. Есть страх – а что будет, если они выйдут из-под контроля? Как далеко я зайду, если буду делать то, чего на самом деле хочу? И люди не понимают, что «далеко зайти» можно вот как раз отказываясь от осознания того, чем ты хочешь жить и дышать.

вввввввввв

otritsaniye

вввввввввввввв

Поясню мысль на примере того же фильма «Черный лебедь». Вот если бы героиня фильма, выросши из игрушек, перестала жить среди них, вовремя научилась не есть торт, когда он и вреден и не хочется, но «мама же хотела как лучше»… Если бы она стала общаться с мужчинами как женщина в том возрасте, в котором этого захотелось, а не тогда, когда собственная инфантильность в конфликт с творчеством и карьерой вошла… Если бы все эти нормальные ведь в принципе действия были для нее чем-то приемлемым, а не присущим «черной ипостаси», порочной Черной Лебеди. Если бы она не возненавидела себя за эти естественные признаки взросления…

аааааааа

…То вот тогда бы она, пожалуй, и в конфликт с собой не вошла настолько, чтоб помешаться, и жива бы осталась.

вввв

alter ego

ммммммммм

Если бы безымянный герой «Бойцовского клуба» принимал себя настолько, чтобы осознать, что он не хочет работать на этой работе… Если бы он понял, что в его жизни такой дефицит естественных эмоций, что он уже их ищет по группам поддержки для смертельно больных людей (причем, оцените, в терапевтическую группу не идет – для этого надо признать, что в его жизни этот дефицит есть) … Если б он осознавал растущую в нем агрессию и искал ей выход по мере ее нарастания – а не тогда, когда уже рвануло… Если бы он умел сказать окружающим: «вот в этом месте я хочу жить по-другому»…

вввввввв

… То, может быть, внутренний конфликт между тем, чего хотел он и тем, чего, как он считал, хотел от него социум и не привел бы к появлению Тайлера Дердена, одержимого идеей этот самый социум разрушить.

вввввввввв

То есть, печалька в том, что выход в этих случаях как раз в том, чтобы осознавать и принимать свои чувства и желания и искать им, раз уж их понимаешь и принимаешь, даешь им право быть, способ для реализации.

ппппппппп

А запреты, наложенные на самого себя, страх понять, «что я есть такое» ведут к обратным действиям. К бегу в обратную сторону. К результату как раз противоположному. Крайний вариант результата такой политики по отношению к себе и показан в «Черном лебеде» и «Бойцовском клубе» – взрывная, уже без оглядки на то, что творишь с собой, окружающими и своей жизнью реализация долго подавляемых потребностей. И разрушение личности.

 love yourself

ввввввввв

В то время как разумная конструктивная политика, на самом деле, легка и делает жизнь приятной. Это – осознание своих потребностей, принятие их (я – такой как я есть, и я это принимаю). А дальше – выработка решений, создание образа жизни, в котором желания могли бы быть удовлетворены, чувства – выражены, а жизнь при этом – не разрушена, а улучшена.

 

Хочется закончить размышление цитатой из Ф. Перлза, основателя гештальт-терапии.

 «Люди едят, когда им одиноко; занимаются любовью, когда злятся; выступают с трибуны, когда сексуально озабочены».

Это очень про наше общество, и мне это – печально.

 

Записаться на консультацию к психологу онлайн

Цитировать этот текст, частично или полностью, можно только с указанием активной ссылки на источник.

Related posts