Ожидаемое и прискорбное явление: как только начался учебный год, зачастили клиенты с запросами о том, что ребенок не хочет учиться, не делает уроки, конфликтует с учителями, прогуливает школу, невнимательный, врет, утром его не поднять. Или он еще какой-то не такой, или чего-то не хочет или, наоборот, хочет, но не того, чего надо.
Посему назрело высказаться.
Есть такое понятие – «сопротивление». Это когда человеку что-то не подходит. Злит или пугает, например. Но впрямую отказаться это делать человек не может. Например, клиент терапевта считает, что терапия ему полезна, видит результаты, хочет терапию продолжать. Сознательно. А бессознательно – в момент, когда подходит к чему-то трудному, вдруг… забывает о том, что сегодня – сессия. Или почему-то опаздывает на 20 минут.
То есть, сознательно он хочет разобраться со своим запросом, но пока не понял, что одновременно побаивается чего-то, например. Если на сопротивление не обратить внимание, не обсудить его, не договориться, что по этому поводу будем делать, то клиент вполне может и уйти из терапии.
Почему ребенок не хочет учиться?
Так вот, о детях и школе. Изумительно, но зачастую родители не видят, не слышат и не осознают, что ребенку не нравится то, что в школе происходит. И что ребенок не имеет возможности от этого отказаться. И поэтому сопротивляется. Саботирует процесс. Опаздывает, не делает уроки, учится плохо и так далее.
Хорошо, когда ребенок может прямо сказать родителям, что не так, и быть услышанным. Что-то действительно можно обсудить и поправить. Что-то изменить нельзя. Школа – очень и очень негибкая система. Но, если ребенок напрямую высказывает злость и недовольство или страх по какому-то конкретному поводу, ему нет нужды распространять саботаж на всю школу, все уроки и всех учителей.
А во многих случаях ребенок и высказаться-то напрямую не может. В других случаях ребенок, в силу возраста и сам не может пока понять, почему школа ему так не нравится.
Люди добрые, вот вы действительно верите, что ваш любознательный, активный, полный интереса к миру и доброжелательности семилетний детеныш внезапно изменился? Стал ленивым, пассивным, безучастным, злым, невнимательным? Вот так, ни с того и ни с сего поменялся характер в одночасье и снизились когнитивные способности? Или, может, что-то не так со средой, в которую детеныш попал? И он вынужден сопротивляться, как умеет?
Что не так со школой?
Часто – сами учителя.
В педагогическое образование было бы не худо ввести курс психотерапии. Чтобы будущие учителя потом не отыгрывали на детях свои нерешенные проблемы. Есть в школах и прекрасные педагоги, хорошие люди. Но не все. Не секрет, что на ребенка и наорать могут, и обозвать. Я уж не говорю об угрожающей интонации и выражении лица или повышении голоса «на грани фола»: еще не ор, но уже агрессия. Ответить на которую ребенок не может. А если ответит, то ко мне придет клиент с запросом «он не слушается учителей, в школе говорят, что он – агрессивный, что делать?». То есть, учителю давить на ребенка – нормально, а если ребенок адекватно отвечает, то родителей пытаются убедить, что с ним что-то не так.
Часто в этом месте звучит возражение: а как с ними еще справляться? Если такой вопрос возникает, то это – об отсутствии профессионализма у педагога, который не умеет работать с детьми иначе как с позиции силы, подавления и который уже довел ситуацию до того, что с детьми иначе не справиться. Или не довел, но страшно боится детей и своей несостоятельности, потому и запугивает.
Аллес!
Не-а. Класс детей – не клетка со зверями, которых надо дрессировать.
Часто в этом месте звучат еще слова: «Да за такую зарплату – такие нервы! Вы знаете, какая у учителей зарплата?»
Знаю. Если зарплата не устраивает – это достойная причина сменить работу. Но это никак не может быть оправданием тому, чтобы отыгрывать недовольство доходами на детях.
К сожалению, у нас ситуация такова: у учителей маленькая зарплата, им трудно, их не хватает. Поэтому учителям многое позволено, а иначе они ж еще уйдут, кто учить будет.
А родители воспитывались в той же системе, им трудно и страшно идти против учителя. Поэтому «мелочи» вроде рычания, фыркания, нелестных эпитетов в адрес учеников спускаются на тормозах. И ребенку ничего не остается, кроме как саботировать процесс по-тихому. Он не хочет учиться – так.
Никто не хочет много лет ходить в место, где на него давят.
Качество знаний.
Ответьте себе честно, какие из знаний, полученных в школе, вам пригодились в жизни, а какие вы уже напрочь забыли? Предвижу гнилые помидоры о том что человек должен быть интеллигентным, образованным, всесторонне развитым. Ок. Прежде, чем бросить в меня камень, ответьте на три вопроса:
– какова валентность железа?
– давно ли вы вычисляли интеграл?
– в каком году Скоропадский стал гетманом Украины?
Ну как? Если эти вопросы относятся к области вашей профессиональной деятельности или увлечений, вы на них, конечно, ответите. Но, если это не так, мозг сотрет эту информацию через пару лет после окончания школы, а то и раньше. За ненадобностью.
В зарубежных системах образования очень много места уделяется тому, что человеку реально в жизни пригодится. Дети после школы понимают, например, как подать заявление в различные инстанции, имеют ясное представление о своих правах, а не зазубривают дату возникновения того или иного права.
Необходимый для жизни уровень знаний по алгебре и геометрии – это прекрасно. Но большая часть учебника выветривается из головы сразу по окончании школы, и хорошо было бы, если бы она преподавалась факультативно. Для тех, кому это интересно или пригодится в дальнейшем, в профессиональной деятельности. Химия, физика, другие предметы – это касается и их.
Дети понимают и чувствуют, что большая часть того, что им приходится учить, в жизни не пригодится. Дети видят, что взрослые этим не пользуются. А времени на то, чтобы это зазубрить, уходит много. Ценного времени, в которое ребенку хочется гулять, общаться, заниматься другими делами и узнавать другие вещи. Конечно, ребенок не хочет учиться этому. Конечно, сопротивление будет!
Есть много явлений в школе, на которых бы хотелось остановиться подробнее. Но тогда через полгодика я закончу монографию по этому вопросу. Поэтому удержусь.
Что с этим делать – решать родителям. Но в первую очередь – увидеть проблему, не отмахиваться от нее. Даже если это ведет к неприятным переживаниям. Наверное, по-честному, вам придется многое обсуждать с ребенком. Иногда – отстаивать его интересы в противостоянии со школой или конкретным педагогом. Иногда – признавать собственную неспособность это сделать.
Иногда – искать компромиссы с ребенком, договариваться о том, какие знания вы считаете нужными, а за какие – не будете беспокоиться. Скорее всего, будет встреча с необходимостью приспособления: я тоже считаю, что эти и эти знания не нужны, но получить аттестат все же надо, он точно нужен. И, да, это – что-то о неискренности.
Но еще худшей по последствиям неискренностью будет убеждать ребенка, что он – ленивый, потому что не хочет учить ненужный и неинтересный предмет. Или что он не имеет права злиться на учителя. И не имеет права отстаивать себя и свои права, достоинство, взгляды.
И, да, то, о чем я говорю – трудно, потому что это – конфликт с системой, негибкой и несовременной. Но приходится выбирать: конфликт с системой или конфликт с собственным ребенком. Последний вариант очень и очень негативно влияет на психологическое состояние ребенка и родителей и на будущую способность ребенка выбирать то, что нужно, отказываться от ненужного, отстаивать свои границы, ощущать себя человеком с правами.
Некоторые мои знакомые решили в принципе со школой не соприкасаться, переведя ребенка на домашнее образование. Наверное, где-то есть хорошие частные школы, где противоречия между программой и реальностью смягчены и где со вниманием относятся к выбору педагогов и платят им достаточные деньги, чтобы привлечь хороших специалистов. Наверное, дела обстоят не одинаково плохо и в государственных школах, есть и хорошие педагоги и хорошие руководители. Но в целом и в общем приходится признать: школа осенью приводит к психологу не меньшее количество клиентов, чем сезонная депрессия.
Цитировать этот текст, частично или полностью, можно с указанием активной ссылки на источник.