Право- и левополушарные или Какого цвета банковские карты?

Недавно с моими сотрудниками произошла любопытная история. Один из них, экономист, всю жизнь работавший с цифрами, отдавал другому три банковских карты, поясняя, сколько денег на какую из них следует положить. С целью точного и надежного инструктажа, он педантично выписывал на листочек номера карт и проставлял рядом суммы. Рядом случилась я и, как художник в глубине души, задумалась: если карты – красная, желтая и зеленая,  то не проще ли было по цветам их и назвать, чем номера выписывать? О чем и спросила. И получила ответ: «Мне бы и в голову не пришло!». Делюсь личным ощущением: вот лично мне не пришло бы в голову выписывать номера.

Почему мы в одной и той же ситуации выбираем принципиально разные способы решения одной и той же задачи?

В шестидесятых годах прошлого века существовали две когорты интеллигенции, именовавшихся и именовавших себя «физиками» и «лириками» – как вы понимаете, это были интеллигенты технические и гуманитарные. И происходил между ними нескончаемый спор, полушутливое соперничество: кто нужнее обществу, первые или вторые?

Кто же они, физики и лирики, как формируются и почему, и кто, в конце концов, нужнее? Можно ли повлиять в процессе обучения ребенка на то, каким он вырастет? Чем лучше заниматься в жизни человеку, для которого банковские карты– разноцветные, а чем – тому, для кого они, скорее, под разными номерами?

Ответы на эти вопросы существуют. Они просты, но очень важны, и хорошо было бы, если б родители и педагоги учитывали их, воспитывая и обучая своих детей и помогая им в выборе будущей профессии.

У нашего мозга есть два полушария. И зачастую одно из них является ведущим. Если правое, то таких людей называют правополушарными, если левое, то – левополушарными. Люди без выраженного превалирования одного из полушарий называются амбидекстрами.  Ведущее полушарие – явление, данное нам от рождения, и попытки дотянуть до его уровня второе влияют на ситуацию очень и очень мало.

Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление. Люди с ведущим левым полушарием логичны, рациональны. Они – звезды точных наук, они доказывают теоремы, щелкают уравнения, как семечки, заедая их интегралами на уроках алгебры,  и выписывают на листочки номера разноцветных карт.

Правое же полушарие заведует образным мышлением. Его доминирование дает миру художников, поэтов, лингвиста, ярко выраженных гуманитариев. Эти люди эмоциональны, нерасчетливы, живут сердцем и ярко воспринимают прекрасное. И для них даже то, у чего есть номер, будет определяться по цвету, запаху или звуку.

Наверное, вы замечали, как часто бывает, что ребенок, которому прекрасно даются языки, с большим трудом воспринимает алгебру. И наоборот, звезда школы по физике и информатике с тоской едва высиживает на уроках литературы. Это – нормально. От таких перекосов избавлены амбидекстры. Они хорошо приспособлены к жизни с разных ее сторон, одинаково хорошо владеют многими знаниями и навыками, ориентируются в очень разных вещах. Но именно те, кому трудно в каких-то отраслях человеческого знания, будут настоящими звездами в других.

К сожалению, наша система образования, а вслед за ней и родители детей тяготеют к тому, чтобы дотянуть все до одинакового уровня – и языки и математику знать каждый должен одинаково хорошо! И ошибочно уделяют избыточное внимание развитию ребенка в тех областях, быть знатоком которых он не приспособлен по самой своей природе. Как вы уже понимаете, за счет того времени, в которое стоило бы развивать и глубже обучать тому, к чему ребенок предрасположен. А там подоспевает время выбора ВУЗа и по принципу «не зря же репетиторам платили» юный человек идет получать профессию, в которой он будет, в лучшем случае, середнячком за счет усидчивости и старательности.

Мир теряет гениального актера и приобретает посредственного бухгалтера. Остаются неоткрытыми прекрасные и нужные людям формулы, чтобы в нелюбимой школе преподавал нелюбимую литературу нелюбимым ученикам, как вы понимаете, нелюбимый ими учитель. Продолжите перечень сами.

     А теперь давайте подумаем, к чему тяготеет Ваш ребенок? А какого цвета банковские карты лично для Вас?

Записаться на консультацию к психологу

Цитировать этот текст, частично или полностью можно только с указанием активной ссылки на источник

Похожие зазписи

6 комментариев

  • Офф топ: я – лирик, но никогда банковские карты не назову “синенькая” или “красненькая”, потому что они Visa Electron, Visa Classic, Master Card Mass и пр.
    Для меня это показатель образованности, что ли 🙂
    понимаю, что статья не об этом, но задело за живое 🙂
    Давайте деньги называть деньгами/наличными, а не “денюшкой”, а карты определять по их виду, а не цвету.

    • A

      Ок, Анастасия, я разрешаю Вам называть деньги так, как Вы хотите и определять карты по виду. Я смогу это пережить без особого труда.

      Надеюсь, что Вам удастся не рассыпаться об то, что я продолжу определять их по цвету.

  • Нина Николаевна

    То есть это что же получается, если ребенок хорошо успевает и в математике, и по рисованию – то гением ему не быть ни там, ни там?

    • A

      Нина Николаевна, а Вам очень нужен именно гениальный ребенок?
      Утешу: действительно резкие право- и левополушарности встречаются редко. Чаще ребенок просто чуть более талантлив и способен в одной сфере, чем в другой.

  • Как знать, как знать. Вот я например, в душе, скорее всего, я так думаю, “физик”, но это не мешает увлекаться мне литературой, живописью, музыкой и театр мне не чужд. Да и в истории с цветными банковскими карточками я бы, скорее всего, тоже выписывал номерки. Размышляя вот а почему именно так, пришёл к неожиданному даже для себя выводу-решению: я не помню, чтобы встречал одноцветно-однотонные банковские карты. Как правило, они (банковские карточки) всегда очень неопределённых цветов, с жутким цветосмешением, что даже сложно сказать, из каких цветов собрана та или иная карточка. Думается мне, что дизайн таких карточек создавался “физиками”. Или “лириками” с очень плохим художественным вкусом. А детей следует не только рожать, но и учить, и крайне желательно доброму, вечному, полезному. И арифметике, чтоб деньги считать умели, как говаривал цыган из юности моих родителей, и алгебре: может где и интегральчик с диференциальчиком взять пригодится, геометрия не помешает: ведь про Пифагоровы штаны хоть раз в жизни, хоть в шутку, а вспомнить придётся, хотя бы вот и для такого применения, совсем не математического, как видите. А физика, химия, да и теории относительности и вероятности тоже, при случае, могут пригодиться. А уж не знать про Пушкина-Лермонтова-Шевченко-Блока-Чехова (ну ведь не будем же перечислять всех их, кого следует хотя бы чуть-чуть почитать?) – это уж вовсе моветон. А чуть поврослев и начав разбираться, что хорошо, что плохо, а что – хитрый, так сказать, литературный ход, можно почитать и хоть Поддеревянского, та хоть кого-угодно, лишь бы для удовольствия и познания мира. Можно и послушать каких-нибудь авангардистов от джаза или посмотреть от живописи. Я категорически ЗА! всестороннее развитие нас и наших детей.
    Ведь не роботов же мы хотим растить, которые будут либо только романы сочинять, либо теоремы доказывать на радость научно-техническому прогрессу. А талантливый человек – талантлив во многих сферах, если он действительно талантлив. Вот хотя бы и Андрей Вадимович … Фамилию указывать не будем? Или автор знаменитых “Мурки” и “Гоп-Стоп” – совсем не “нарах парился”, простите за жаргон.
    Пусть мир приобретает талантливых людей во многих сферах, а не одиноких запрограммированных роботов-зомби.

    Я – за таланты, а Вы?

    • A

      Олег, я тоже за таланты! И за людей без особых талантов, но счастливых – за!
      И я согласна с идеей, что и “лирику” элементарные знания точных наук нужны, и “физик” без культурного уровня выглядит неотесанным самородком…
      Но когда родители начинают занимать все свободное время своего ребенка-гуманитария репетитором и курсами по математике “потому что надо его подтянуть”, и так -до конца школы, то это беда, ИМХО. Потому что ребенок занимается много лет нелюбимым занятием. Были б там репетиторы по языкам – вышел бы из школы полиглотом. Потому что у него к этому талант.
      А так – талант не был развит, время, наиболее плодотворное для усвоения языков – упущено (дальше будет даваться чуть труднее) Вместо радости творческого, успешного обучения и осознания “я – талантлив” ребенок имеет годы каторжного труда и знание о себе “я – тупой”. Не имеет навыка приятного и радостного обучения – и теперь его попробуй, сформируй. Да и вообще страсти к учебе не имеет, потому что мнение об этом процессе как о преимущественно трудном и связанном с неприятными эмоциями сформировано.

      Каково? Мог быть талантливым и уверенным в себе профессионалом с любовью к процессу обучения, а получился – не блещущий талантом и неуверенный в себе середняк с отвращением к учебе.

      Ведь печально…