Ежегодно в нашей стране случаются десятки похищений, и это происходит на улицах, по которым ходят наши дети. Как защитить ребенка? Очень многое зависит от родителей и самого ребенка. Даже если встреча с преступником уже произошла, предотвратить похищение ребенка возможно. Что надо делать?
Где похищают детей?
Детей часто похищают в самых «пристойных» местах – на людных остановках, в магазинах, прямо с детских площадок. Поэтому идея «если ребенок не ходит по закоулкам, то ничего с ним такого не случится» – миф. И все же:
- Договоритесь с ребенком, чтобы он сообщал вам, где находится, куда идет и с кем.
- Воспитывайте в ребенке доверие к вам. Он должен верить, что, если куда-то можно идти – вы разрешите. А если вы запретили – значит, точно не надо, и этому есть веские причины. Объясняйте, почему нельзя. Тогда больше шансов, что ребенок действительно будет считаться с вашими запретами.
- GPS-трекер – отличная штука. К вопросу о доверии: ребенок должен знать, что именно он носит и зачем это. Объясните, что это – не слежка от недоверия к ребенку, а способ поиска и экстренной связи на случай опасности. В GPS-трекеры часто встроена кнопка тревоги, которую ребенок сможет нажать, если что-то будет ему угрожать.
Как защитить ребенка?
Обсудите с ребенком возможность попытки похищения
Если взрослые ограждают ребенка от «неприглядных» сторон жизни, ребенок не поймет вовремя, что он в опасности. Скорее всего, что-то о похищениях детей ребенок уже слышал. В виде страшилок, которые происходят где-то не здесь. Как в кино. В этой информации нет сведений, как себя правильно вести, чтобы не стать жертвой похищения.
- Обсудите с ребенком, что детей похищают, это бывает не в кино и не где-то, а здесь, в нашей стране и городе. Научите, как себя правильно вести с незнакомыми взрослыми – читайте ниже, как. Не надо пугать ребенка, не надо рассказывать ему лишние кровавые и отвратительные подробности. Просто подготовьте его на случай опасности. Объясните, что многое зависит от него самого.
Обсудите с ребенком, как выглядит преступник
Спросите у ребенка, как он себе представляет похитителя. Подобные опросы проводились в украинских школах. Выяснилось, что дети уверены, будто сразу узнают преступника – «он будет странно выглядеть, подозрительно себя вести, это будет бомж, у него будет пистолет, он будет пытаться меня поймать, он будет пьяным, у него будет черная одежда».
Сами понимаете, имея в голове такой портрет, ребенок не заподозрит в плохом веселого парня в яркой одежде, который сообщает, что ребенок выиграл акцию, сейчас его сфотографируют и подарят планшет. И дает планшет ребенку в руки, и ведет его за собой. Или «пожилого» человека, который предложил показать котят. Кстати, первоклассники опознают как «пожилых» людей начиная от 40 лет. Ученики начальной школы – пятидесятилетних.
Объясните, что преступником может оказаться пожилой или молодой человек, что он, скорее всего, будет вызывать доверие. Может даже казаться беспомощным и просить о помощи. Что он может прилично выглядеть и вызывать симпатию. Что это может быть женщина. Но, если этот человек подошел к ребенку – это уже ненормально. Это опасно.
Как ребенку вести себя, если подошел взрослый человек
Дети часто оказываются похищенными потому, что не знали: опасный человек может выглядеть сначала мирно, безобидно и предлагать что-то привлекательное. Или потому, что их воспитывали вежливыми детьми, и они не решаются отказать в помощи или резко сказать «нет» взрослому человеку. Вежливость хороша не всегда. В большинстве случаев ребенка не хватают и не тащат, а зовут, заманивают, просят помочь – и ребенок идет сам.
- Объясните ребенку, что ни один нормальный взрослый не может просить незнакомого ребенка помочь ему – поднести вещи до машины, найти собаку или котенка, показать дорогу. Помогать людям хорошо? Нет, не всегда. Нормальные взрослые не обращаются с такими просьбами к детям. Надо сказать ясно, громко и четко «Нет, не пойду!» – и сразу же убегать. В направлении других взрослых людей.
- Если взрослый не просит о помощи прямо, а демонстрирует, что она нужна – роняет вещи, громко зовет потерявшуюся собаку, привлекая внимание ребенка – надо от такого взрослого сразу уйти подальше.
- Если взрослый что-то предлагает и куда-то зовет – накормить вкусным, показать интересное, купить игрушку, подарить что-то, надо отказаться. Громкое и ясное «Нет, я никуда не пойду» – и отходить от такого взрослого по направлению к другим людям. Если взрослый никуда не зовет, но что-то дает – игрушки, конфету, планшет, надо отказаться и убежать.
- Если незнакомый взрослый говорит, что родители ищут ребенка и послали его за ним или что с родителями случилась беда, они в больнице и надо к ним ехать или что мама сломала ногу и сидит в машине – ребенок не должен этому верить.
Объясните заранее, что вы никогда не пошлете за ребенком незнакомого человека. Ребенок не должен просить доказательств – например, позвонить родителям. Не надо пытаться подойти к машине поближе, чтобы увидеть, сидит ли там мама. Это – ложь. Надо сказать «Я никуда не пойду, нет» – и бежать к другим взрослым людям.
- Если к ребенку подошел знакомый взрослый – надо действовать так же. Большинство преступлений против детей совершаются знакомыми людьми. Ребенок может затрудниться различить степени близости и доверия “ваша лучшая подруга” и “знакомы в лицо и здороваемся при ребенке” Назовите ребенку нескольких взрослых, которым вы доверяете, и которые являются исключениями. Тех, кого вы действительно попросите поехать за ребенком, в случае чего.
- Ребенку может быть трудно отказать в помощи знакомому взрослому. Объясните, что он должен сказать: «Родители не разрешают мне ни с кем никуда ходить без них». Если у вас есть странный знакомый, который за это на вас обидится, сами с ним объяснитесь потом. Безопасность ребенка того стоит.
- Если ребенок заметил, что взрослый человек его преследует, надо сразу же свернуть в место, где много людей – в магазин, в любое общественное место, на остановку и связаться с вами. Или подойти к другим взрослым людям, сказать, что его преследуют и попросить о помощи.
Научите ребенка быть громким
Часто похищение ребенка совершается буквально на глазах у других людей. Они просто не понимают, что происходит – взрослый ведет ребенка, ребенок идет молча. Научите детей быстро привлекать внимание в экстренных случаях. Ребенок не должен медлить, потому что «шуметь некрасиво» и «нельзя кричать» или потому, что просто растерялся.
- Если взрослый пытается куда-то повести или унести ребенка, ребенок должен кричать «Меня похитили, я не знаю этого человека, помогите!». Так громко, как только сможет.
- Научите ребенка кричать. Потренируйтесь вместе. Поедьте куда-нибудь, где вам не помешают и вас самих не арестуют и покажите, как кричать «Нет, я с тобой не пойду!», «Помогите!», «Меня похитили»!». Тогда в нужный момент ребенок не будет колебаться, медлить или говорить это тихо и невнятно.
- В экстренной ситуации ребенок должен решительно привлекать к себе внимание. Объясните, что можно не только кричать, но и бежать к незнакомым людям, цепляться за них, разбивать витрины магазинов и окна машин – все что угодно. Вы потом заплатите и не будете его ругать.
Когда ребенок привлек внимание, надо просить о помощи: «Этот дядя или тетя меня похищает, я его не знаю, помогите!». Объясните ребенку, что человек, за которого ребенок уцепился или чью машину повредил, возможно, сначала будет ругаться, но это совершенно не страшно, страшнее, если ребенка украдут. А с этими неприятностями вы сами потом разберетесь. Надо объяснить ситуацию и связаться с вами.
Совершенно нерушимое правило – нельзя разговаривать со взрослыми, которые что-то предлагают и куда-то ведут. Вы себе не представляете, какими убедительными, практически гипнотизирующими могут быть эти люди. Ребенка забалтывают, поторапливают, и он просто не успевает опомниться и вспомнить, чему вы его учили. «Ясное, громкое «Нет» – и уходить. Преследует – кричать, убегать, привлекать внимание любой ценой, нарушая все правила. Вот что должен запомнить ваш ребенок.
Именно потому я не считаю очень хорошей идею про «пароль», который должен назвать незнакомый человек, если вы его действительно послали за ребенком. Пусть ребенок просто знает, что никого, кроме заранее оговоренных людей вы за ним не пошлете никогда.
Бывают, конечно, ситуации, когда вы далеко переехали, и пока рядом нет знакомых надежных людей. Но тогда первое слово, которое должен сказать взрослый – это оговоренный пароль. Не «здравствуй», а пароль. Ребенок не должен сам о пароле спрашивать. Если первым словом прозвучал не пароль, надо действовать, как договорились. Потренируйтесь с ребенком, поиграйте, как он будет сразу же убегать, если услышит что-то кроме пароля.
Проверочный список безопасности
- Знает ли ребенок наизусть ваш телефон? Ребенок должен помнить как минимум 2 телефона разных взрослых, которые обычно включены. Не стоит полагаться на то, что контакты записаны в памяти телефона ребенка – его можно потерять, выронить при бегстве – и как тогда ребенок с вами свяжется?
- Публикуете ли вы на страницах в соцсетях фотографии вашего ребенка? Если да – вы можете привлечь к нему преступное внимание.
- Есть ли на ваших страницах в соцсетях сведения, которые могут помочь преступнику? Если вы собрались похвастаться, что ребенок впервые сам пришел домой из школы или что дочь уже совсем взрослая и сама ходит на танцы – удержитесь. По таким сведениям, особенно, если где-то на вашей странице есть название (а значит, легко найти адрес) танцевального кружка ребенка можно легко выследить. Не привлекайте внимание преступников.
Родители, тренируйте детей!
Не ограничивайтесь рассказами о том, как правильно себя вести. Разыграйте ситуации, о которых идет речь. Важно, чтобы дети потренировались и выработали навык прерывать разговор, отказывать, убегать и привлекать внимание других взрослых!
Многие похищенные дети знали о том, что надо делать, но не смогли сделать этого. Очень важно отработать навыки на практике, чтобы, если наступит необходимость, ребенок действительно мог сделать как надо.
Записаться на консультацию психолога онлайн
Цитировать этот текст, полностью или частично, можно с указанием активной ссылки на источник.
2 комментариев
Наталья
Спасибо за статью. То, что ребенка нужно именно тренировать как-то в голову не приходило, ограничивалась объяснениями. И вот по следам прочитанного спросила у ребенка, как он поступит, если его попросит помочь “найти котеночка” незнакомый человек. Ребенок ответил, что пошёл бы помогать ((( А ведь неоднократно повторялось, что с незнакомыми людьми в никакие диалоги не вступать.
Виктория Кадырова
Вот да, об этом и пишу. Просто счастлива, что вы по следам прочитанного об этом у ребенка спросили! Теперь для закрепления навыка поиграйте с ребенком – изобразите взрослого с котеночком, планшетом и другие варианты, а ребенок пусть потренируется отказывать и уходить.