Сепарация и любовь

«Сепарация». Что приходит вам в голову, когда вы слышите это слово? Подростковая сепарация от родителей, кризис сепарации, что-то другое?..

На самом деле сепарация началась в момент, когда мы родились. Еще секунду назад мы дышали легкими матери, получая кислород через пуповину – и вот он, первый вдох собственными легкими. Сразу больше отдельности, меньше зависимости.

Еще мгновение назад мы не знали еды, кроме питательных веществ, поступающих через ту же пуповину – и вот он, первый чмок. Первое молоко в собственном рту, добытое движением своих лицевых и прочих мышц. Больше той самой отдельности и самостоятельности.

Теперь процесс начался и будет идти  еще пару десятков лет

Несколько забавно говорить о самостоятельности младенца, который едва родился, да. Впереди еще очень долгий путь. Но с каждым его шагом мы становимся все более отдельными. Больше опираемся на себя. Можем сами удержать голову, перевернуться на живот, поползти, переместиться с места на место, перевернуться. Сидеть, ходить. Сначала для всех этих вещей нам нужен взрослый, а потом – уже нет. Это – сепарация.

Мы научаемся говорить, и года в три осознаем себя как отдельных. Понимаем, что наши желания могут не совпадать с чужими. Что мы можем соврать, что-то не сказать и, возможно, это так и останется при нас. Так мы узнаем о своей отдельности и границах. Сепарация продолжается. И будет длиться лет до 20 – очень примерная цифра, конечно.

Кто-то взрывным образом сепарируется в 15. Или будет отделен принудительно, обстоятельствами и решениями взрослых, их уходом или смертью, возможно, даже еще раньше. Кто-то затянет с этим до сорока, или до конца своей жизни, так и не осознав, и не приняв собственную отдельность. Это возможно технически, заменив один объект симбиотической привязанности на другой. Например, увидев такой объект в своем партнере.

Слишком ранняя сепарация и чрезмерно поздняя, как и ее незавершенность – причиняют страдание.

Сепарация – это больно?

Нет. Как может причинять боль нечто естественное, предусмотренное самой природой биологически и психически? Боль причиняют нарушения естественного процесса.

Когда растет ребенок и меняется его размер ноги – это не больно. Но если продолжать носить обувь, из которой вырос – это действительно приносит боль. Когда увеличивается естественным образом рост и сила мышц – это дает новые возможности и радость. Но если посадить ребенка в кувшин, как делали в древнем Китае, чтобы сдержать его рост и вырастить карлика-шута – это больно. И это уродует.

Если сепарация связана с болью – что-то точно пошло не так. Здоровым процессом, как он задуман, боль в этом месте не предусмотрена.

Так и с сепарацией. Сама она происходит естественно, как дыхание. Если ей не мешать. Проблемы начинаются, когда из тревоги, из желания контроля или по иным причинам энергию сепарации останавливают. Вот тогда рано или поздно начинается кризис и взрывная сепарация. Или отказ от нее вовсе.

Проблемы случаются и если сепарация произошла слишком рано – потеря родителей, их уход, или то, что ребенок так воспринял. Например, отправка в детский сад, когда ребенок к этой степени отдельности еще не готов. Ранняя, принудительная сепарация приводит к сильной сепарационной тревоге – и торможению процесса отделения.

В чем нуждается ребенок, чтобы сепарация проходила легко?

В том, чтобы взрослый его в этом процессе поддерживал. Вы наблюдали, как малыш отходит в сторонку, а потом вдруг оглядывается? И успокаивается, заметив родителя? И продолжает путь. Ему важно знать, что родитель наблюдает за этим процессом. Или как малыш, не видя маму, подает голос из соседней комнаты. Ему часто не нужно даже, чтобы мама пришла. Только чтобы она отозвалась. И все.

Так будет в разных обличьях много лет, до конца процесса сепарации. Поддержка в том, чтобы пойти в школу, в ВУЗ или на работу. Завести друзей и хранить некоторые подробности отношений в тайне от родителей. Осваивать деньги и гаджеты. Вступить в первые романтические отношения – и какое-то время держать это при себе.

Потом они сдаются желанию близости или тревоге, или нуждаются в поддержке – и рассказывают. Но также они нуждаются в том, чтобы какое-то время сохранить это только своим. И в том, чтобы взрослые их в этом поддержали.

Сначала нужно много поддержки разных видов, в том числе – материальная, юридическая, финансовая. Ребенок и подросток недееспособен юридически, имеет мало опыта и сил, отчаянно нуждается в том, чтобы иметь возможность направить силы на собственное развитие и рост, на получение информации и опыта, а не на выживание и обеспечение своего существования. Даже если с какого-то момента уже может заработать и выжить.

Потом он все меньше нуждается в финансовой и прочей материальной поддержке, но все еще сильно – в психологической. В том числе – в процессе роста.

Иными словами – в процессе отделения. И ухода на иное, большее расстояние. И в этом им нужна поддержка взрослых. В том, чтобы они отходили от нас. И знали, что это – правильно и хорошо. И что мы их в этом поддерживаем.

Думаю, в этом месте многие взрослые могли испытать сильные чувства. Наверное, это – хорошее место, чтобы сказать: а ведь сепарируется не только ребенок от родителей.

От зависимости – к любви независимых и равных людей

Все это время, все эти годы взрослые тоже сепарируются от собственных детей. А как иначе? С момента даже не рождения, а зачатия началась взаимная, очень тесная связь. У обоих. И взрослые тоже начинают переживать сложный процесс сепарации. С рождения ребенка. Это – обоюдный процесс. Очень нормальный, очень здоровый, обусловленный самой природой.

И нужный, чтобы ранняя, зависимая связь могла перерасти, качественно измениться, превратиться в свободную от зависимости любовь и отношения двух равноправных и равных людей.

Там, где этого не случается, а сепарация – происходит, возникают конфликты между взрослыми родителями и взрослыми детьми или формализация отношений, их отдаление. Потому что зависимость и неравноправие органичны и естественны, пока дети – маленькие, и неестественны, мучительны, как обувь не по размеру, когда дети – уже взрослые.

То, какими станут отношения взрослых родителей и их взрослых детей на самом деле начинает формироваться, когда ребенок делает первый вдох. Сепарация начинается не в подростковом возрасте, а именно в этот миг.

Записаться на консультацию к психологу

Цитировать этот текст, частично или полностью, можно с указанием активной ссылки на источник.

Protected by Copyscape

 

 

Похожие зазписи